*Михаил (www.garous.com), 2007

 

 

Моя техника.

Мои снимки

 

Слово "камера" имеет несколько значений. Самым первым, видимо, было "темная комната", а то, что ранее было принято в русском языке называть фотоаппаратом (по-английски все так же "camera"), уже стало производным от него. Камерой называть съемочную фототехнику снова сделалось модным сравнительно недавно.

 

 

 

Выбранное для публикации название вовсе не ново. Так называлась книга Иено Дуловича - венгерского фотографа-любителя. Не помню точное время ее выхода, где-то в 50-е или 60-е прошлого столетия. Сейчас непросто разыскать это издание в оригинальном виде, но в Интернет она присутствует даже сейчас, несмотря на полную неактуальность для нынешней цифровой эпохи всех изложенных там технологий. Могу уверенно утверждать, что именно с появлением в моей жизни этого труда, начался переход от просто опытов с фотографическими техникой и технологиями к тому, что обычно принято называть творчеством или даже искусством. Книга удивила замечанием о том, что не является очередным учебником по фотографии, и речь пойдет исключительно о собственных взглядах автора. Там же были замечательные слова о любви к свету, именно которым и создается то, что всегда называлось фотографией, а вовсе не последующими манипуляциями с фотооптикой и фотохимией. Удивила рекомендация использовать преимущественно контровой свет, в то время, как авторы большинства учебников считали это нежелательным, поскольку велика вероятность вовсе испортить снятый кадр. Похоже, на этом уместно остановиться, дабы не свести все к затяжному цитированию.

 

Итак,

уже моя техника и мои снимки

 

Когда-то, по прошествии 20-летней работыв области фотографического творчества, и у меня начинали возникать мысли о написании книги с таким же названием. Даже не казалось преступным заимствовать его, поскольку ведь речь пойдет именно о моих работах с расшифровкой всех технических приемов, задействованных при их получении. К тому времени, удалось попробовать себя в различных направлениях, в число которых не попали разве, что фотографирование с воздуха и на других планетах. Использованы десятки типов фотокамер от крупноформатной "деревяшки" до миниатюрной для скрытой съемки, и даже для фотографирования моды и обнаженной натуры под водой. Не берусь оценить число нулей в количестве отснятых кадров. Были организованы десятки выставок, в еще большем числе довелось поучаствовать. Помнились мельчайшие подробности всего, что касалось любого аспекта фотографической практики. Это вылилось в многолетний опыт преподавания и бесчисленные статьи, пригодные для наполнения добротного учебника. Они легко писались в свое время, что называется "не вставая" и затем практически не требовали правок.

 

Но занятость и различные прочие обстоятельства не позволили  написать книгу вовремя. В последние годы фототехника слишком изменилась, даже поставив, на мой взгляд, под сомнение саму возможность существования фотоискусства в прежнем виде. Поэтому сейчас очень детально рассказывать о технике, которая позволила создать мои работы столь же нелепо, как и углубляться в обсуждение возможности совершенствовать, к примеру, паровые двигатели. Это представит интерес исключительно для будущих историков и искусствоведов. Но мне не хочется оказывать им такую услугу. То, что хотелось высказать, надеюсь убедительно сделано в моих работах. Будет важнее, если все заинтересованные смогут оценивать их исключительно с позиции собственных взглядов, вкуса и представлений, но без расшифровок, сделанных самим автором.

 

Поэтому, понимая всю возможность разочаровать всех, кто сейчас интересуется моим творчеством или еще будет, я позволяю себе роскошь сменить по ходу повествования название этой публикации. Пусть теперь это будет:

 

Моя техника.

Мои снимки.

Сейчас

 

Все дальнейшее написано именно в соответствии с этим названием. Привычнее было бы, на первый взгляд, было просто начать новую главу. Но для меня это как раз является именно началом новой книги, которая является продолжением предыдущей, пускай так и не появившейся на бумаге. Она не будет (по крайней мере в этот раз) слишком объемной. Подобно книге, которая так удивила в свое время, я не стану писать очередной учебник. Их очень много, и порой начинает казаться, что количество ежегодно удваивается.

 

Предупреждение:

Все сказанное ниже не является истиной, а автор не претендует быть великим гуру. Тем более, что ранее он и сам не всегда следовал предлагаемым здесь принципам. Это не более, чем собственная система взглядов на фотографическое творчество нынешней и, похоже, будущей цифровой эпохи. Это лишь попытка проложить мост из эпохи, когда фотографирование было светописью во времена, когда свет перестал быть самым главным элементом при получении изображений с помощью технических средств.

 

Любительство и профессионализм в фотоискусстве

 

Диалектика этих понятий всегда имела непростой характер. С одной стороны, профессионализм предполагает возможность добиваться желаемого результата, в то время, как любителя нередко устраивает и то, что и так с некоторым везением удалось получить. Такая трактовка этих понятий, похоже, не дает повода для спора. Сложнее становиться, когда под профессионализмом понимается именно профессия, то есть ремесло, а под любительством эпизодическое увлечение, сродни заимствованному слову "хобби". Профессионал работает много, ежедневно совершенствуя владение ремеслом. Любитель рискует так и не подняться на заметный уровень.

 

Хотел бы поделиться собственным опытом. Сам не был профессионалом с этой точки зрения. Хотя несколько десятков раз выполнял съемки по заказам. Но долгое время жизнь позволяла мне делать занятие фотографией самым главным в жизни. Была уникальная ситуация в прежнюю эпоху, когда обретение достатка не всегда предполагало серьезную занятость на обязательной работе. Уверен, что у некоторых авторов и в нынешнее время может сохраняться подобная независимость. Поэтому любитель, имеющий достаточно свободного времени и работающий в каком-либо направлении достаточно много, может равным образом достигать профессионального уровня владения ремеслом.

 

Профессиональная занятость может иметь и отрицательную сторону. Работа по заказам далеко не всегда стимулирует творческий подход к работе. Многие заказы предполагают простую техническую съемку, либо деятельность в соответствии с устоявшимися стереотипами. Отклонение от таких стереотипов, часто вызывает неприятие  со стороны заказчика. Ежедневная рутина, движение по накатанному пути, также часто серьезно вредит свежести взгляда. Независимое творчество, похоже, свободно от таких трудностей. Однако и здесь не все безупречно. Отсутствие жизненной обязательности ежедневно заниматься ремеслом, может вести к снижению профессионального уровня.

 

Чтобы не слишком затягивать рассуждения, необходимо признать, что все может отличаться в каждом отдельном случае. Истории известны удачливые профессионалы, которым работа не мешала мыслить творчески в своем ремесле. Любитель, работающий много, способен достичь высокого профессионализма в своей творческой деятельности. Очень надеюсь, что могу позволить отнести себя именно к таким художникам от фотографии.

 

Предупреждение:

Все написанное ниже будет относиться исключительно к области "чистого" авторского фотоискусства. Именно, искусства, а не мастерства или даже творческого подхода к профессиональному занятию фотографией. Да простят меня профессиональные фотографы и дизайнеры, которым бы хотелось узнать для себя что-либо новое, полезное для их уважаемой деятельности, но не ставлю цели предложить какие-либо новые советы и рекомендации для получения новых и нестандартных фотоснимков.

 

Пленка или цифра

 

Разумеется, цифра!

Представляю изумление всех, кто был давно со мной знаком. Услышать такое от автора, у которого была возможность ранее многих испробовать беспленочную фотокамеру, и вскоре сделавшегося убежденным недругом подобного новшества. В этой публикации я не стану повторять либо цитировать что-либо из своей более ранней статьи "Творческая фотография, как первый представитель технических видов искусств" (она опубликована в самом первом номере журнала "Фотомагия" и размещена на моем, а также ряде других сайтов в Интернет). Я по-прежнему признаю, что удаление фотопленки из камеры не было простым техническим усовершенствованием, подобно появлению цвета в телевидении. Нет, это скорее как появление звука в кинематографе, практически уничтожившего все сложившиеся прежде принципы работы, и выбросившего на обочину судьбы многих людей, ранее успешно работавших в немом кино.

 

Прежде можно было в отдельных случаях говорить о фотографиях, как о произведениях фотоискусства, поскольку всегда где-то, подобно искусству изобразительному, существовал в единственном экземпляре оригинал - кадр на фотопленке. При этом совершенно не важно какого типа была это пленка - слайдом, негативом либо моментальным снимком, но он существовал. Возможность цифрового копирования абсолютно без потерь уничтожает понятие оригинала. Теперь фотография становится ближе с этой точки зрения и как это не парадоксально, к литературе. Здесь также очередное издание книги с точки зрения творческой не менее ценно самого первого (при допущении, что в текст не вносились изменения). Закономерно возникала идея даже предложить новое понятие "дигиграфия" или ближе к  русскому "цифрография", чтобы разграничить эти две действительно разные области законодательно.

 

В настоящий момент я не склонен обсуждать несовершенство цифрового изображения в сравнении с традиционным с точки зрения количества элементов и глубины цвета. Оно сохраняется и до сей поры, но техника быстро совершенствуется, в скором будущем отличие может иметь лишь теоретическое значение. Можно пофантазировать, что с использованием в камерах однократно записываемых запоминающих устройств взамен нынешней перезаписываемой флеш-памяти даже здесь ожидаемо возвращение понятия оригинала.

 

Серебросодержащие фотоматериалы и лабораторное оборудование для серьезного занятия фототворчеством становятся с каждым годом все более труднодоступны. Их производство сокращается, стоимость растет, а в здешней ситуации очевиден еще и дефицит. Существующие сети розничного фотосервиса отчасти возмещают их уход, но при пользовании  услугами лабораторий понятие авторства также становится не до конца полноценным. Оставаясь верным привычной технике, я до последнего использую фотографирование на пленку для слайдов либо для моментального фото, т.е. способы, при которых лабораторные процессы не смогут сильно изменить ожидаемое изображение (разве что полностью уничтожить усилиями недобросовестного лаборанта, либо по причине фабричного дефекта пленки). Поэтому теперь, и, в особенности, с учетом очевидных исторических тенденций, не стану отговаривать тех, кто привык работать с фотопленкой и бумагой и, тем более, продолжают работать в темной лаборатории. Но всем остальным, в особенности, сомневающимся: "Добро пожаловать в цифровой мир! Мир, где изображение подменяется его описанием". Невозможно бесконечно долго хвататься за уходящую эпоху. И долгой сохранности всем серебряным фотоснимкам, ведь это становится исчезающей областью мировой культуры. Но рукописи, ведь, как известно, не горят.

 

Оговорка:

Здесь и далее не будут называться либо приводиться в пример торговые марки, и тем более, наименования конкретных моделей фототехники. Отсутствие оплаты рекламных услуг делает неуместным сообщать соответствующие сведения. А главное, кому это будет интересно по прошествии совсем небольшого времени? В этой области все слишком быстро меняется.

 

Камера

 

Любая, но обеспечивающая удовлетворительное качество изображения с точки зрения передачи тональной картины, шумности и пр., НО ТОЛЬКО не зеркальная (профессиональным фотографам - еще раз расположенное выше предупреждение. И представьте себе, мне известно, что солидно выглядящая камера важна не столько для получения качественного снимка, сколько для убеждения заказчика, в том, что он сделал верный выбор, обратившись именно к Вам). Сквозное визирование было принципиальным в пленочную эпоху, и, в особенности при проведении технических (например, макро и репродуцировании) и каких-либо ответственных видов съемкам, повторить которые невозможно. Но сейчас, если возникнет такая внезапная потребность, дисплей любой самой примитивной цифровой мыльницы поможет решить эту проблему. Сейчас принципиально обсудить важность другого подхода к фотографированию, исключающему появление банальных центрально-взвешенных композиций, которых в последнее время сделалось слишком много. Камера должна стать продолжением внутреннего видения фотографа, но никак не его зрения. Очень важно в нынешнюю цифровую эпоху сохранить интуитивную специфику процесса фотографирования, несмотря на соблазн иметь возможность быстро видеть и контролировать результат.

 

Объективу хорошо бы иметь большой угол обзора, никак не менее 75 град. по диагонали кадра, что соответствует 28 мм применительно для популярного кадра 24х36 на фотопленке. К сожалению, такая оптика до сих пор остается редкостью. Недавнее появление двухобъективной фотокамеры, угол зрения одного из которых соответствует 24 мм только радует. Такое требование вызвано вовсе не тем, что мир внезапно сделался тесным. Присутствие подобной оптики позволит фотографировать не глядя в видоискатель, что навсегда избавит от стандартности, когда главный элемент изображения расположен точно в центре кадра. Зона автофокуса обычно обозначена не только в видоискателе зеркальной камеры, но и в обычном оптическом визире, поэтому при быстром "прицельном" фотографировании всегда остается вероятность, что кнопка спуска окажется нажатой именно после того, как сюжетно-важный элемент пойман в известное центральное перекрестие.

 

Разумеется, при таком подходе системе автофокусирования лучше бы быть многозональной, но в реальности объективы цифровых компактов имеют очень малое фокусное расстояние (под стать размеру светочувствительной матрицы, хотя это имеет обратную сторону, связанную с увеличением цифрового шума маломерного сенсора. С ходом прогресса это быстро устраняется), огромная глубина резкости и так сможет компенсировать большинство ошибок наводки на резкость. Если устройство камеры допускает такую возможность, автофокусирование можно даже отключить, установив его на некоторое среднее показание, например, в 1.5 м.

 

Из режимов съемки оптимальным представляется приоритет диафрагмы. При средних значениях диафрагмы (5.6 - 8) объектив наилучшим образом проявляет свои резкостные качества. Невысокие постоянно заданные значения светочувствительности снизят цифровой шум в изображении. Одна беда, что порой выдержки могут оказаться столь продолжительны, что не спасут никакие меры по стабилизации изображения (и самой камеры).

 

Итак, уже не требуется зеркальный видоискатель, поскольку даже оптический противопоказан. Кроме того, применение зеркала конструктивно вызывает увеличение фокусного расстояния применяемой оптики, что непропорционально ухудшает глубину резкости. Светочувствительные матрицы большинства цифрозеркалок меньше традиционного размера фотокадра, возможность применять типичные объективы для пленочных фотокамер сомнительна. Ведь в этом случае широкоугольник превращается в слабый телевик и т.д. А при попытке иметь в реальности широкоугольный объектив придется раскошелиться на самый дорогой "фиш-ай". Короче, если результат становится даже хуже, то зачем платить больше.

 

Но наиболее важным свойством компактной техники является возможность всегда иметь камеру при себе и ее скорейшая готовность к фотосъемке. Продолжительные манипуляции со сложной и громоздкой профессиональной техникой в отдельных случаях приведут к утере удачного момента для получения снимка.

 

Дисплей камеры

 

должен быть, по моему убеждению, всегда (кроме случаев внесения изменений в какие-либо настройки камеры) отключен. Причем, здесь идет речь даже не столько о табу на кадрирование по дисплею (такое кадрирование неизбежно при теле- или той же макросъемке), сколько о рассматривании только снятого кадра. Много раз приводил пример, когда программой одной из моделей фотокамер предполагалось сразу фотосъемки в течение 2 секунд выдавать на дисплей предложение стереть только что сделанный снимок. При отсутствии реакции фотографа, файл сохранялся. Понятно, что разработчиками двигала трогательная забота об освобождении совсем небольшой тогда памяти фотокамеры, но это крайний пример того, сколько удачных снимков могут быть навсегда утеряны, если не расстаться с привычкой рассматривать кадры сразу после съемки. Процесс оценки требует времени.

 

Поэтому, если удалось убедить, рекомендую найти в настройках постоянное отключение дисплея, особенно для демонстрирования только что сделанного снимка. У меня вызывали восторг фотокамеры, дисплей которых мог закрываться шторками, (подобно тем, что использовались когда-то давно для защиты от постороннего света в шахтах зеркальных видоискателей) либо разворачиваться экраном внутрь, к корпусу, как в большинстве современных видеокамер.

 

Предупреждение:

Все дальнейшее будет излагаться, исходя из моего давнего и глубокого убеждения, что в искусстве важно вовсе не то, что изображается и даже не то, как это изображается. Важно только то, кем это делается и насколько значительна личность автора, все это создавшего. Только посредственность в своем творчестве отражает эпоху (вышерасположенное предупреждение снова освобождает от гнева ряда не лучших авторов из числа профессиональных фотожурналистов). Ведь даже при рассматривании живописных полотен, фотоснимков и кинохроники прошлых лет нас могут по-настоящему задеть лишь ситуации, когда мы почувствуем нашего современника, такого же, каковыми и мы сейчас являемся, но просто помещенного в другую ситуацию. И только историков и других специалистов может заинтересовать внешний антураж этой ситуации. Совсем несложно, зная ряд маркетинговых принципов, добиться сиюминутного успеха и признания. Следование современному стилю есть один из этих принципов. Но надо быть неординарной личностью, чтобы сделать свое творчество интересным даже по прошествии многих столетий. Обсуждение того, как возникают подобные личности находится за пределами этой публикации. Очевидно, что в фотоискусстве для появления интересного и нестандартно мыслящего автора одной лишь фотографической практики будет недостаточно. Но все-таки считаю важным сообщить об этом соображении, несмотря на то, что прежний опыт поднимать эту проблему нередко приводил к тому, что собеседники вертели у виска и торопились сменить тему.

 

Опровержение:

Даже особо неординарная личность, не попытавшаяся в своем творчестве заняться бесперспективным делом, вроде поиска ответов на вопросы "Кто мы? Откуда? Куда идем?" обречена только на сиюминутный успех.

 

Светлая комната

 

Как известно, так именно так модно сейчас называть инструментарий, служащий для работы с уже ранее сфотографированными изображениями. В противоположность темной лаборатории прежних времен. Максимально состоит из компьютера, сканнера и принтера. Разумеется, потребуется также решать проблему хранения быстро растущего количества цифровых снимков. Скажу уверенно, что компьютер может быть любым. Вычислительная мощность любого современного компьютера даже избыточна для работы с фотоизображением (конечно, если не открывать одновременно десятки окон различных программ). Важно лишь помнить, что считанные и очень дорогие жидкокристаллические дисплеи только-только начинают приближаться по точности воспроизведения тональностей к устаревшим электронно-лучевым.

 

Сложность калибровки монитора является мифом. Достаточно сделать отпечаток (причем, лучше даже не цветной) на том устройстве, к которому имеется доверие, а еще лучше на том, с которым предстоит дальнейшая работа. Остается поднести его к монитору и всеми имеющимися средствами программных и аппаратных настроек добиться максимально возможного соответствия мониторного изображения распечатанного файла изображению на отпечатке. И лучше воздержаться от серьезного углубления в процесс калибровки. Помнится случай, когда приглашение в одно издательство вооруженного дорогостоящими устройствами специалиста впоследствии привело к уничтожению нескольких тонн отпечатанной бумаги.

 

И, напоследок, всего лишь несколько принципов работы:

 

Файлы с фото должны быть впервые увидены именно в светлой комнате, но никак не на дисплее камеры.

 

Единственный инструмент корректирования изображения, достойный использования - настройка уровней либо передаточных кривых. Понятия точки белого и черного, а также правильного баланса также не более, чем миф. Но чтобы, позволить себе роскошь его разрушить, потребуется предварительный многолетний опыт его соблюдения. Программное повышение резкости вроде бы обязательно, поскольку способно компенсировать несовершенство современной фототехники. Но это тоже миф.

 

Если же уверенно ощущается потребность в дополнительном инструментарии - имеет смысл расставаться с фотокамерой и приступить к изучению, к примеру, какого-либо редактора для работы с векторной графикой. В жизни имеется почитаемая всеми сфера графического дизайна, а также много других интересных занятий. А фотографировать вовсе не обязательно.

 

Выбор жанра съемки, модели, композиции, освещение

 

Сюжет может быть любым. И это не шутка. При выборе сюжета важно исходить лишь из соображения, какой материал наилучшим образом сможет воплотить в себе то, что по-настоящему беспокоит автора. Одно время я пытался решать вселенские проблемы на материале предметных композиций. Удалось это или нет - судить уже не мне. Вот чего практически никогда не было и не будет в моей практике, так это попыток создавать работы, подобные типичным открыткам для туристов и обложкам журналов. Они просуществуют недолго. Не стоило бы также приступать к фотографированию, если нет никакого, хотя бы интуитивно ощущаемого представления о послании, которое будет содержать предстоящий труд. Но, впрочем, если есть много свободного времени…

 

Модель или же портретируемый могут иметь любые внешние качества. Вот если внутренние при этом сомнительны, то провал неизбежен. Не стоит фотографировать симпатичные лица внутренне пустых людей. Неведомые механизмы непременно сделают эту пустоту явной, и придет понимание, что время и труды напрасны. Но и это, конечно, не догма. Известны исключительные достижения, когда возникли восхитительные портреты людей, с которыми бы в реальной жизни не всякий бы рискнул заговорить.

 

Применительно к композиции, проще сказать, какой ей не следует быть. Центрально-взвешенной. Этому посвящена достаточная часть публикации. Важно скорее расстаться с практикой прицеливания, выравнивания, использования диагоналей и т.д. Не нужно беспокоиться, если что-то важное не смогло целиком разместиться в кадре. Оно все равно будет домыслено зрителем и будет существовать в снимках. Пусть не беспокоят насмешки и критика со стороны опытных коллег. Когда возникнет большой наработанный материал - История оправдает.

 

Источника света достаточно одного. Даже Всевышним предоставлен в наше распоряжение всего лишь один, но сколь в то же время разнообразный - это Солнце. Человечество же наивно пытается пойти дальше Создателя, увеличивая выпуск все более эффективных, все более дорогих, но зато все более экономичных источников искусственного света. В практике фотосъемки существует понятие "пересветить", что означает задействовать слишком много осветительных приборов. Хотелось бы вспомнить еще раз то, чему когда-то был так поражен: против света фотографировать можно.

 

Опровержение:

В этой книге нет ни слова правды. Равно как и никакие привнесенные знания и учебные программы не смогут чему-либо научить. Часто их максимальная задача сводится к спасению новичка от скандального провала при самой первой заказной фотосъемке. Общение с товарищами по цеху, изучение их опыта немаловажно, но только при условии, что в итоге возникает движение по собственному пути, а не повторение, пусть и на своем уровне заимствованных достижений.

 

Предостережение:

Овладеть основами техники фотографии, в принципе, несложно. Всякий, кто утверждает обратное, скорее всего заинтересован взять большую оплату за услуги педагога либо консультанта.

 

Опровержение второе:

Чтобы собственные представления о нынешней фототехнике и практике смогли выглядеть так же кратко и упрощенно, как приведено в этой публикации, прежде потребуется проделать немалую работу. А это уже очень сложно.