Галерея визуальных искусств NOVA представляет выставку фоторабот
Михаила Гаруса «Избранное» из серии ретроспективных выставок
«Белорусская творческая фотография 1990-х гг.»

Творчество Михаила Гаруса хорошо известно не только белорусскому зрителю, но и любителям
фотографии в далеком зарубежье. Хочу напомнить, что фотографии Михаила были отмечены
финскими кураторами — организаторами фотографической выставки «Новая советская
фотография» в самом конце 1980-ых гг. Фотографиии Михаила Гаруса были напечатаны в
фотоальбоме «Инаковидящие» хельсинкского издательства «Нос Гоголя», который сопутствовал
этому выставочному проекту. Выставка была показана в странах Скандинавии и имела там
большой успех.

Это было время настоящего фотографического бума в республиках бывшего СССР. И Минск по
праву считался одной из некоронованных столиц новой (перестроечной) советской фотографии.
Разумеется, была в этом и заслуга Михаила, чьи фотоработы и чья творческая активность оказали
влияние на фотографический ландшафт белорусской столицы конца 1980-ых — начала 1990-ых. И
сегодняшняя выставка убедит вас в оригинальности и самобытности авторского почерка Михаил
Гаруса. Он один из немногих обратился к архаичному, почти забытому методу контактной печати,
который позволяет достичь особой пластичности фотографического изображения.
Простые до банального предметы быта, освещенные живым лучом солнечного света,
заглянувшего в кухонное окно, неспешно зафиксированы фотографом при помощи павильонной
камеры. В руках фотографического кудесника предметы эти претерпевают неожиданные
метаморфозы. То они вдруг проявляют скрытое в них благородство формы, то неожиданно
завораживают зрителя магией новых смыслов. Три десятка черно-белых и цветных фоторабот,
безусловно, лишь малая часть творческого багажа Михаила Гаруса, но они смогут убедить вас в
серьезности авторских интенций.

Оглядываясь назад, можно сказать, что 90-ые годы прошли под знаком индивидуализации
творческого процесса среди молодых белорусских фотографов. Неформальные творческие
объединения, в недрах которых и рождалось новое искусство, в большинстве случаев не
выдержали испытаний новой реальностью. Открытость западному миру с его консумеристскими
приоритетами сыграло свою роковую роль. В отдельных случаях «ориентация на запад» принесла
авторам и индивидуальную известность, и вожделенную респектабельность и даже определенные
материальные блага. Но в целом белорусская творческая фотография проиграла, поскольку
лишилась своей питательной среды: дух конкуренции напрочь разрушил микрокосм
неформальных творческих коллективов.

Бесспорно, 90-ые годы в белорусской фотографии были обильными и плодотворными в
творческом плане, и задуманная галерей ретроспектива фотовыставок призвана это
продемонстрировать неофитам фотографии. Однако все же я возьму на себя смелость утверждать,
что это было бесплодное время. Наработанный творческий потенциал в перестроечные и пост-
перестроечные годы безвозвратно растерян. Белорусская фотография в начале нового столетия
опять оказалась у «разбитого корыта» и тем, кто придет на смену беспокойным восьмидесятникам,
придется опять начинать все с самого начала…

Владимир Парфенок


Творческая биография Михаила Гаруса

Заниматься фотографией начал более двадцати лет назад. Первые несколько лет были главным
образом посвящены освоению ремесла и поискам своего направления в этом виде искусства.
Значительный рост творческой активности начался с 1984 года, что в немалой степени связано с
поступлением в вечернюю школу-студию при фотоклубе "Минск". Студия хотя не могла
привнести очень многого в отношении владения техникой фотографии, но нельзя отрицать
важность общения с коллегами и возможность ознакомиться с творчеством выдающихся мастеров
бывшего СССР и зарубежных.

По окончании студии в 1985 году, несмотря на проводившуюся там ориентацию к исключительно
изготовлению фотоснимков на бумаге, занялся работой со слайдами и следующие пять лет имел
дело с организацией всевозможных аудиовизуальных шоу. Это решение было вызвано двумя
причинами. Во-первых, устраиваемые в те времена фотовыставки были как правило
исключительно коллективными и подвергались сильной цензуре — как со стороны коллег-
организаторов, так и вышестоящих структур. Хотя в моем творчестве всегда отсутствовали
мотивы политического толка, такой подход все же не позволял в достаточной мере
демонстрировать свое мастерство. Аудиовизуальные же шоу, представляемые в молодежных кафе
и других зрительных залах, не подвергались сколько-нибудь серьезному контролю. Во-вторых,
техника демонстрирования слайдов с ее возможностью создания на экране ряда
кинематографических эффектов, монтажных переходов и музыкального сопровождения, давала
больше средств для реализации творческого замысла. За период 1985-88 г.г. было создано около
десяти таких программ различной продолжительности, из которых хотелось бы выделить
следующие три наиболее важных в отношении уровня и глубины рассматриваемых вопросов:
"Триада" (1985) - десятиминутное повествование о рационализме, как главной причине всех
проблем, порожденных человечеством. Образ детства, наивности и отсутствия прагматичности
символизировал возможный путь выхода из тупика.

"Окно" (1986) - в определенной степени результат серьезного изучения различных философских и
религиозных систем. В работе происходит движение от реального мира к некоторому единому
первоначалу. Признание единства всего сущего в некотором первоначале представляется очень
важным, поскольку устраняет извечное человеческое стремление классифицировать все вокруг по
совершенно искусственным признакам, продиктованным практической целесообразностью.
"Черный ящик" (1988) - весьма зрелищная работа, сюжетная линия в значительной степени
перекликается с повествованием в "Триаде". В обыкновенной коробке появляются, сосуществуют
и конфликтуют различные мелкие предметы, их взаимодействие символизирует основные этапы
истории человечества. Установление гармонии в конце повествования связывается с развитием
творческого начала в каждом из нас.

Помимо фототворчества в чистом виде, к этому периоду относятся многочисленные разработки в
области техники демонстрирования слайдов, организаторская и преподавательская деятельность.
В 1988 году была устроена первая выставка экранной фотографии — весьма эффектное зрелище,
основанное на использовании 16 проекционных экранов, сопровождения спокойной музыкой и
цветного освещения в темном зале. До 1991 года было организовано 8 таких выставок, благодаря
которым авторское фототворчество на слайдах стало доступным зрителям в его оригинальном
виде. Однако в начале 90-х годов перемены в нашем обществе привели к резкому снижению
интереса к культуре и искусству. Опустевшие залы делают нецелесообразным устройство
подобных шоу. Это стало одной из причин перехода от такой формы работы к созданию
материала (снимков на бумаге и цветных слайдов) с целью возможного опубликования, а также
издания авторских альбомов.

С 1989 года продолжается работа над проектом "Метафотографии" (ранние рабочие названия
"Контрасты" и "Энтропия"). Этим названием изначально оговаривается, что за
последовательностью снимков на странице книги скрывается много большее, чем собрание более
или менее привлекательных фотоизображений. Круг решаемых вопросов аналогичен некоторым
предшествующим работам: единство мироздания, гармония и конфликты, безусловная тенденция
к упорядочению и преодолению противоречий. Картины экзотического побережья символизируют
бесконфликтность и спокойствие мира, еще не тронутого Человеком. Возникновение же Человека
в безграничном Космосе изображается уникальными снимками, полученными путем подводной
съемки обнаженной натуры, занятиям которой было посвящено три года. Значительную часть
составляют студийные фотоснимки всевозможных предметных композиций. Некоторые из них
конфликтны и заставляют зрителя нервничать. Другие же спокойны и гармоничны. Это
соответствует действиям и убеждениям различных людей, которые могли бы за ними стоять.
К настоящему времени уже изготовлено немало фоторабот в виде слайдов и бумажных
отпечатков, однако достаточной уверенности в завершенности работы по-прежнему нет. Несмотря
на это фрагменты проекта несколько раз были опубликованы и выставлялись в различных
индивидуальных и коллективных экспозициях.

Тогда же параллельно велась работа над другими проектами, получившими названия "Внутри" и
"Незамеченный мир". В первом случае на каждом снимке незаметно присутствует странный
геометрический объект. Согласно изначальной задаче последовательность снимков должна
наводить на мысль о том, что существует Нечто все еще недоступное нашим знаниям и
пониманию. Но тем не менее Оно существует, независимо от того хотим мы это признать или нет.
Достаточно необычным было использование для реализации этого замысла простейшей
фототехники моментальной фотографии Polaroid. Второй проект состоял из сверхувеличений
очень малых фрагментов обычных фотокадров, которые порой даже фотографировались и не с
творческими целями. Созданные таким путем изображения символизировали значимость даже
совершенно незначительных вещей и событий.

В 1998 создана персональная веб-галерея (www.garous.com), ныне содержащая более 300
фотоизображений и Real Media слайд-шоу "Окно". Достаточно скоро этот ресурс сделался одним
из наиболее посещаемых из числа белорусских, принадлежащих области искусства и культуры.
В 2001 начата работа над коллективным проектом "Bodyscape (Ландшафт Тела)". В настоящее
время данный фотопроект реализован только в он-лайновом виде. Организация традиционной
выставки представляет собой задачу ближайшего времени.